Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского

 

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского

 

 

 

Гуманитарное направление

Региональное краеведение

 

 

Тема :  История школы в хуторе Малая Каменка Каменского района         Ростовской области

Автор: Потапова Елизавета Михайловна, обучающаяся 9 класса

МБОУ Малокаменской ООШ

 Каменского района Ростовской области

 

Руководитель:  Соколова Наталья Васильевна ,

учитель истории

МБОУ Малокаменской ООШ

 Каменского района Ростовской области

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время многие родители начали заботиться и говорить вслух, в какую школу пойдёт их ребёнок. Сейчас времена меняются, меняются люди, и во многих школах России происходят значительные изменения в лучшую сторону. Перед каждой семьёй встаёт задача в выборе школы. Восемь лет назад перед моими родителями встала такая же задача, и этот выбор остановился на Малокаменской школе(Приложение 5).

Школа для каждого ученика является вторым домом, местом, где он проводит большую часть своего времени. Это большая дружная семья, которая учит человека жизни. Здесь мы получаем не только знания, но и учимся дружить, общаться, делаем открытия, создаём что-то новое и приучаемся к труду. За свою историю наша школа дала путёвку в жизнь тысячам выпускников, которые в дальнейшем стали врачами, учителями, рабочими и просто хорошими людьми. В каждой школе есть, что-то такое, чем она гордиться, есть, что-то своё особенное. Для нас – это школьный музей, где собраны и хранятся материалы о школе с первых лет её существования и по настоящий день. А школа наша является одной из старейших в районе и области, ей 1 сентября  2012 года ей исполнится 125 лет.

Работая в школьном музее, я заинтересовалась историей нашей школы. Музей существует уже  10лет. В фондах музея имеются разрозненные сведения по истории школы. Перед нами встала задача: изучить и обобщить материал по истории школы и подготовить лекции по данной теме.

Цель  данного исследования :

 на основе разнообразных источников  и проведенного автором комплексного исследования, сформировать целостное научное представление об истории Малокаменской школы.

Задачи исследования включают:

1.    Определение исторических этапов эволюции Малокаменской школы, их обоснование и характеристика.

2.    Показ особенностей зарождения, становления, развития и трансформации Малокаменской школы.

3.    Выяснение роли отдельных общественных деятелей  и педагогов в развитии Малокаменской школы.

4.    Сбор статистических данных об изменении численности учеников и учителей Малокаменской школы.

5.    Изучение документов, имеющихся в школьном музее по данной теме.

6.     Проведение встреч с ветеранами педагогического труда.

7.    Подготовка материалов  для издания брошюры «История Малокаменской школы»  и проведение музейных уроков  для учащихся школы.

Предмет исследования: школа и её история.

Методологическую основу проведенного исследования составляют принципы историзма, всесторонности, достоверности, конкретности, научности, объективности и системности, , признание причинно-следственных связей событий и явлений, важной роли объективного и субъективного факторов в истории. Диалектический метод познания объективной реальности дает автору возможность многофакторного анализа исторических событий, их оценки с учетом всей совокупности явлений во взаимообусловленности и противоречивости.

Ретроспективное комплексное изучение процесса эволюции Малокаменской школы потребовало от автора междисциплинарного подхода к анализу ее этапов.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

 

1. Общенаучные методы и методические приемы:

l  Логический метод.

l  Аналитический метод.

l  Методы классификации и аналогии.

l  Дедукция, индукция, обобщение, идеализация, формализация

2. Методы исторического исследования:

l  Синхронный метод.

l  Диахронный (метод периодизации).

l  Хронологический метод.

l  Историко-генетический метод.

l  Историко-типологический метод.

l  Сравнительно-исторический метод.

l  Ретроспективный метод.

l  Метод  актуализации.

3. Специальные методы исторического исследования :

l  Метод включенного наблюдения.

l  Экспертный опрос

l  Глубинные интервью

 

Гипотеза исследования:

 в своем развитии маленькая сельская Малокаменская школа прошла многочисленные этапы прогрессивного поступательного движения сообразно со временем, местом и всеми социальными условиями общества

Основной материал был собран в период работы автора в школьном  краеведческом музее .
Автор будет благодарна читателям за критику, дополнения или замечания, касающиеся истории Малокаменской школы.

 

1.История создания школы в хуторе Малая Каменка Каменского района Ростовской области.

Хутор Малая Каменка расположен на правом берегу реки Северский Донец.

Через хутор протекает речка Малая Каменка. В последние годы она стала настолько узкая и тихая, что жарким летом пересыхает. Земля, на которой расположен хутор, раньше называлась Диким полем. В древности здесь селились кочевые племена. Территория находилась под властью турок. С конца XVI — начала XVII веков появились бежавшие от помещичьего гнета крестьяне из Московского государства и стали называть себя вольными казаками. Переселенцы стали заниматься сельским хозяйством. Сажали картофель, капусту, помидоры и бахчи. Сеяли пшеницу, ячмень, рожь, просо, кукурузу, подсолнечник. Разводили коров, свиней, овец, лошадей. Они распахивали целинные земли, вырубали кустарники, осушали болота под огороды и сады. Они строили себе шалаши и землянки Проходили десятки лет. Росло новое поколение. Сыновья женились и отделялись от своих родителей. Они стали селиться там, где жили их деды и прадеды — около леса на лугу, к 50-60 годам XIX века там уже образовался небольшой поселок

Первой  школа располагалась в небольшой хижине, которая находилась около старой кузни колхоза. Первым учителем нашей школы был солдат. Солдата нанимали богатые крестьяне. Учились только мальчики богатых крестьян. Посещало эту школу 10-13 человек. Дети учились только зимой. За три зимы дети могли научиться только, читать и писать. Эта школа существовала с 1887  по 1888г.      

Второй  школой в нашем хуторе была хижина казака Деркачёва Николая  Фёдоровича. Вторым учителем в нашем хуторе был Михеевич Яков Андреевич. Учились мальчики богатых семей. Посещало школу 12-18 учеников. Обучение было платное. Было одноклассное  обучение. Эта школа была с 1889-1897г.

В начале XX века четыре поселка «Низ», «Заречка», «Рукав» и «Бородиновка» слились в один и стали называться хутор Малая Каменка. Название свое хутор получил от наименования речки «Каменка», на которой он расположен, а речка в свою очередь получила название, потому что устье реки протекает по обнаженным скалам и камням. Помещиков в хуторе не было — земля принадлежала всему обществу.

Третьей школой в нашем хуторе был дом. Его построили в первой части нашего хутора, западнее теперешней школы. Эта школа делилась на два класса. Учились мальчики и редко девочки богатых семей. Обучение было платное. Образование давалось за два класса. Эта школа была построена в 1898году (Приложение 1). Первым учителем в этой школе был Алексеенко Прохор Иванович. С 1900-1901 год в этой школе работал учитель Козин Иван Андреевич. С 1912 по 1913 год в школе первой части работал учителем Потураев  Владимир Филиппович. С 1914 по 1915 год работала учительница Потураева Евдокия Мироновна. После Великой Октябрьской социалистической революции в этой школе первым учителем работал Пиховкин  Иван Васильевич с 1922-1925г. С 1925 по1930 работал учителем Тишков Сергей Федорович. Эта школа была до 1936года.

В 1902 году в хуторе построили ещё одну школу (Приложение 2). Эта школа была похожа  на крестьянский дом. Она делилась на два класса. Образование давалось за три класса. Учились в основном дети зажиточных крестьян. Умели писать и читать не более 10-20%всего населения.Обучение было платное. Изучались предметы: чтение, письмо, арифметика, божий закон и церковное пение. Первой учительницей этой школы была Корочинцева Матрёна Петровна, которая работала с 1902 года по 1917 год. При  Советской  власти первым учителем был Пиховкин Тихон Васильевич. Он работал с 1920 года по 1930 год. Обучение было бесплатное. Учились дети всех крестьян. Было совместное обучение мальчиков и девочек. Эта школа была до 1936 года. С 1920 года по 1930 год посещало школу от 30 до 40 учащихся. С 1930 года по 1936 год посещало школу от 30 до 50 учащихся.

При царской власти третий класс был выпускным классом. По его окончании экзамены по арифметике, грамматике, церковному пению и божьему закону. На экзамены приезжал священник из станицы Каменской. Знания учащихся определялись по знанию божьего закона. К 1917 году в хуторе Малая Каменка было грамотного населения мужского пола с трехклассным образованием 2% , с двухклассным образованием 4%, с одноклассным образованием 6% к числу всего населения. 

 Женщин с трёхклассным образованием было 0%, с двухклассным образованием было 1% , с одноклассным образованием было 2%.

 Большинство детей бедняков были неграмотными, потому что у бедняков не было средств платить за обучение. Дети бедняков работали батраками у богатых крестьян, чтобы не умереть с  голода. Многие крестьяне, верующие в бога. вообще не отдавали своих детей учиться в школу. Они боялись, что их дети грамотными отрекутся от бога. Дети бедняков получали домашнее образование. Родители учили их почитать (слушать) отца и мать, веровать богу. Родители учили своих детей читать божьи молитвы.  Два человека из нашего хутора до 1917 года окончили гимназии. Это - дети самых богатых жителей нашего хутора Пиховкин Тихон Васильевич и Пиховкин  Иван  Васильевич, два брата, которые после Великой Октябрьской социалистической революции стали работать учителями.

Дореволюционная школа плохо была приспособлена  для нормальной работы в ней. Зимой в ней было очень холодно. Печь не оборудована. Окна были одинарные с разбитыми стёклами. В дверях светились щели. Крыша школы протекала от дождя. В школе было грязно. Полы были только в одной половине школы.

  После Октябрьской социалистической революции поход к образованию изменился. В нашем хуторе ввели всеобщее бесплатное начальное обучение. Теперь и дети бедняков могли учиться. Телесные наказания отменили  с 25 октября 1917 года. Зубрёжка заменилась сознательным усвоением учащихся изучаемого материала. Школу отремонтировали за счёт государства. Эта школа просуществовала до 1936 года. Во время гражданской войны школа не работала.

До 1930 года в нашей школе было три класса. С 1930 открыли четвёртый класс.

 С 1921 года по 1930 год количество учащихся росло с каждым годом. Если в 1921 году было 25 учащихся, то к 1930 году уже 75 учащихся.

После  окончания гражданской войны в школу пришли дети 10-15 лет, которые поступили в первый класс. Школа не вмещала всех учащихся, не хватало парт. За одной партой сидели по 3-4 человека.

Первым учителем после гражданской войны в нашем хуторе был Пиховкин Тихон Васильевич. Он родился и вырос в хуторе Малая Каменка. Он был внимателен к учащимся. На его уроках была хорошая дисциплина и успеваемость учащихся. Заботился о всеобуче учащихся, пользовался авторитетом среди родителей и учащихся. Позже он работал в разных школах нашего района. Последнее время он работал директором школы в хуторе Божковка Каменского района. В 1963 году Тихон Васильевич пошёл на пенсию и проживал в х. Божковка.

В 1936 году в хуторе Малая Каменка построили новую деревянную школу, в которой было четыре классных комнаты, учительская и кабинет для наглядных пособий. Классы стали просторные и светлые (Приложение 3). В этом же году открыли семь классов. Количество учащихся увеличивалось в два раза. Если в 1930 году было 75 учащихся, то в 1936 году стало 150. Количество учителей увеличилось до 9.

Для ликвидации прошлой неграмотности взрослого населения были открыты ликбезы. Многие поступили учиться в рабфак. К 1940 году неграмотность взрослого населения была ликвидирована. Сотни детей уже имели семилетнее образование. Десятки жителей нашего хутора окончили рабфак и получили среднее образование. Всем была открыта дорога учиться, Количество учащихся к 1940 году по сравнению с 1930 годом увеличилось в 3,5 раза. В 1940 году в нашей школе обучались 260 детей.

Во время Отечественной войны 1941-1945 годы и после до 1950 года количество учащихся сократилось почти в два раза.

Начиная, с 1950 года и по 1960 год количество учащихся с каждым годом возрастало. По сравнению с 1940 годом количество учащихся к 1960 году увеличилось в два раза. 90% молодёжи, которые родились после 1930-х годов, имели семилетнее образование, а остальные имели образование 5-6 классов.

 В 1958-1964 гг. строили новую школу, руководил строительством директор школы Тупикин Григорий Васильевич (Приложение 4). Начиная, с 1945 года и по 1964 год сотни мальчиков и девочек нашей школы поступили учиться в техникумы и институты.  Многие из них стали учителями, врачами, агрономами, офицерами, лётчиками и техниками. Большинство учащихся окончили разные курсы и стали водителями, трактористами, комбайнёрами, электриками, плотниками, токарями, штукатурами, продавцами и строителями. Многие девочки с семилетним образованием пошли работать доярками и свинарками в совхоз.

В настоящее время в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной Малокаменской школе обучаются 153 ребенка (Приложение 6), в ней - две группы дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет; 9 классов, 27 работников. Наша школа размещается в современном двухэтажном здании , где комфортно и уютно всем- и детям, и взрослым. В школе внедряются новые Федеральные государственные стандарты, школа оснащена всем необходимым: мебелью, оборудованием ,  компьютерами, оргтехникой, выходом в Интернет, системами видеонаблюдения, пожарной охраны. Малокаменская школа осуществляет обучение и воспитание подрастающего в хуторе поколения  в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Школа по праву гордится своими педагогами. О высоком уровне преподавания свидетельствуют постоянные победы в предметных олимпиадах и краеведческих конференциях различных уровней (в том числе во Всероссийских), творческих конкурсах. Школа на сегодняшний день предлагает нам, ученикам практически все возможные современные образовательные услуги.

Заключение.

    Я горжусь тем, что учусь в  Малокаменской школе, здесь учились все мои близкие.

Малокаменская  школа имеет многолетнюю историю с давними традициями, уходящую корнями в историю хутора Малая Каменка.

Маленькая сельская  школа из года в год поднимала свой статус.

 В своем развитии маленькая сельская Малокаменская школа прошла многочисленные этапы прогрессивного поступательного движения сообразно со временем, местом и всеми социальными условиями общества.

 

 

 

       Малокаменская школа  в 1898 г.

Малокаменская школа в 1902г

Малокаменская школа в 1936 г.

Малокаменская школа в 1964 г.


Малокаменская школа 2013 год

Приложение 6

Количество обучающихся Малокаменской школы  в разные годы.

 

 

 

G:\foto2012\DSC00282.JPG        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструктор сайтов - uCoz